
Первым шагом на пути овладении собой
является обретение спокойствия –
успокоение всей внешней активности ума и тела.
Вам необходимо усвоить привычку входить в состояние покоя. Три-четыре раза в день садитесь и просто успокаивайте своё внешнее «я». Это позволит энергии восполняться. Научитесь повелевать энергией своего тела и контролировать её. Если вы хотите, чтобы она успокоилась, – будьте спокойны. Если хотите, чтобы она активизировалась, – будьте активны. Вы должны встать, встретиться [с какими-либо обстоятельствами] лицом к лицу и стать выше их. Другого пути нет.

Сен-Жермен
Ученик должен всесторонне наблюдать за своими привычками и менять их. Он не должен ждать указаний, но должен заглянуть в себя и искоренить всё то, что несовершенно. И это приносит свободу, которую невозможно обрести никаким иным способом.
Сохранять старые привычки – всё равно что носить старые, истрёпанные лохмотья. Ученику не следует ждать, чтобы кто-то другой разобрался во всём за него. Он должен сделать это сам. Только сам человек может сделать это для себя.
Совершенно нелепо продолжать вкладывать энергию в то, что неэффективно. Если вы наращивали свою ограниченность столетиями, а можете с помощью своего внимания и собственных усилий освободиться от неё за несколько лет, разве не стоит это сделать? Разве это не чудесно?
Невероятно, чтобы люди не смогли победить этого врага в собственном сознании. Ни один ученик не сможет одержать победу, если не прекратит возвращаться к старым негативным состояниям, от которых сам старается избавиться.
Порой кратчайший и наиболее эффективный способ избавиться от чего-либо – подойти к этому с чувством юмора, ведь весёлое, радостное чувство высвобождает энергию, что неоднократно давало замечательные результаты.
Человек, который лишил своё внешнее «я» власти,
демонстрирует чудеса
совершенного спокойствия и терпения.
Их пример описан в одной из глав книги «Цветочки Святого Франциска Ассизского»:

Святой Франциск
Как брат Бернард основал
обитель в Болонье
Святой Франциск и товарищи его были призваны и избраны Богом, чтобы словом, делом и помышлением проповедовать крест Христов; и поэтому они были будто распятыми и в одежде, и в суровой жизни, и во всех деяниях и поступках своих; поношение и позор ради Христа были им дороже мирских почестей, славы и пустых восхвалений.
Они даже радовались поношениям и печалились о почестях; так проходили они в мире, как странники и чужеземцы, не беря с собой в дорогу ничего, кроме распятого Христа.
И так они были истинными ветвями истинной лозы, т. е. Христа, то и получали великую и добрую жатву душ, обращавшихся к Богу.
Случилось однажды, в самом начале существования ордена, что святой Франциск послал брата Бернарда в Болонью, чтобы с помощью благодати, которую он имел от Бога, собрать там достойные плоды.
И вот брат Бернард, осенив себя крестным знамением в знак святого послушания, отправился в путь и пришёл в Болонью. Дети, увидев его необычную и жалкую одежду, стали издеваться над ним и оскорблять его, будто безумного.
Брат Бернард терпеливо и радостно переносил это ради Христа. Он нарочно садился на городской площади, чтобы быть на виду у всех; дети и взрослые собирались вокруг него, и один дёргал его за плащ сзади, другой – спереди, тот осыпал его пылью, а этот бросал в него камнями, кто толкал его в одну сторону, а кто – в другую. Брат Бернард терпеливо и радостно, без перемен и жалоб много дней подряд возвращался на то же место, чтобы испытать то же самое.
Терпение есть дело совершенства и залог добродетели; поэтому один учёный законовед, видя, что постоянство и добродетель брата Бернарда никак не изменились от оскорблений и преследований в течение стольких дней, сказал себе:
– Не может быть, чтобы он не был святым человеком.
И, подойдя к нему, спросил:
– Кто ты? И для чего пришёл сюда?
В ответ на это брат Бернард вынул устав святого Франциска и дал ему прочесть. Прочтя устав, учёный муж понял его совершенство и, повернувшись к друзьям, с изумлением и благоговением сказал:
– Поистине я не встречал ещё такого великого благочестия. Этот человек и его товарищи – самые святые люди на земле, истинные друзья Бога, достойные всякого почитания, и оскорблять их – великий грех.
И сказал он брату Бернарду:
– Для спасения своей души я охотно уступлю тебе место, где ты можешь устроить обитель, чтобы в ней достойно служить Богу.
А брат Бернард ответил:
– Господин, я думаю, что сам Господь внушил вам эту мысль, и охотно принимаю ваше предложение во славу Христа.
Тогда учёный муж, а он был судьёй, с великою радостью и любовью повёл брата Бернарда в свой дом, а после этого дал ему обещанное место и всё приготовил и устроил, не жалея денег. С этого дня он стал отцом и заступником брата Бернарда и его товарищей.
И весь народ стал так почитать брата Бернарда за его святую жизнь, что счастливым считал себя тот, кто мог его увидеть или дотронуться до него. Но он как истинный и смиренный ученик Христа и святого Франциска стал опасаться, как бы мирские почести не помешали миру и спасению души его; поэтому он ушёл из Болоньи и вернулся к святому Франциску, а возвратившись сказал ему:
– Отец, в городе Болонья создана обитель, пошли туда братьев, чтобы они там остались и берегли её; я же не могу быть ей полезен. Боюсь даже, что больше потерял, чем приобрёл из-за излишних почестей, оказанных мне.
Тогда святой Франциск выслушал по порядку всё, что Бог сотворил через брата Бернарда, и возблагодарил Господа, умножившего число бедных последователей Креста. И он послал товарищей в Болонью и в Ломбардию, и они основали много обителей.
Честь и слава милостивому Христу.
Аминь.
(продолжение следует)
Использованы материалы книги Годфри Рэя Кинга «Беседы о Я ЕСМЬ» и книги «Цветочки святого Франциска Ассизского».
