Наука изречённого слова

 

 

Звук преображает материю

 

           

  Воздействие музыки

 

Исполнение музыкальных произведений производит в окружающем пространстве и людях заметные изменения.

Так, например, всякая музыкальная пьеса, исполняемая на органе, постепенно выстраивает огромное сооружение в эфирной, астральной и ментальной материи, которое возвышается над органом намного выше крыши здания, напоминая нечто вроде уступчатой горной цепи, которая вся состоит из великолепных ярких цветов, сияющих и переливающихся самым удивительным образом, подобно северному сиянию. 

Характер этой формы сильно разнится у разных композиторов. Увертюра Вагнера всегда создаёт величественное целое, набросанное великолепными пятнами живого цвета, будто он строил это из огненных гор; одна из фуг Баха выстраивает могучую упорядоченную форму, смелую, но точную, суровую, но симметричную, с пробегающими через неё параллельными серебряными, золотыми или рубиновыми ручейками, отмечающими поочерёдное появление разных музыкальных тем; а одна из «Песен без слов» Мендельсона создаёт красивое воздушное сооружение – нечто вроде замка филигранной серебряной работы.

Формы, созданные исполнением музыки, сохраняются в течение некоторого периода времени, варьирующегося от одного часа до трёх или четырёх, и всё это время они посылают излучения, которые, несомненно, оказывают благотворное влияние на каждую душу в радиусе почти километра, а то и более. Душа вовсе не обязательно знает об этом, да и влияние вовсе не одинаковое во всех случаях. Тем не менее, хотя и бессознательно, всякий человек, попавший под такое влияние, становится немножко лучше. Естественно, колебания распространяются гораздо дальше упомянутого радиуса, но на большем расстоянии они быстро ослабевают, а в условиях большого города тонут в суматохе вихревых потоков, наполняющих астральный мир в подобных местах. В тихой сельской местности среди полей и деревьев сооружение сохраняется намного дольше, а его влияние охватывает большую область. Здесь можно иногда наблюдать толпы красивых природных духов, восхищающихся великолепными формами, построенными музыкой, и радостно купающихся в распространяемых ими волнах влияния. Таким образом, всякий органист, который делает свою работу хорошо и вкладывает в исполнение всю душу, приносит гораздо больше блага, чем он знает, и помогает многим, кого он, возможно, никогда в своей жизни не видел и не знал.

 

Интересный момент, который можно в связи с этим отметить, – это разница между сооружениями, которые строятся той же самой музыкой при исполнении на разных инструментах.

 

Например, формы, получаемые при исполнении одной пьесы на органе, фортепиано, скрипичным квартетом или большим оркестром, выглядят по-разному. Если музыка исполнена одинаково хорошо, сами формы тождественны, но вся их текстура оказывается совершенно различной. 

При исполнении скрипичным квартетом размер формы намного меньше, потому что меньше громкость звука. Форма, выстраиваемая фортепианным исполнением, часто получается несколько больше, чем от скрипок, но она бывает не столь точной в деталях, а её пропорции менее совершенны. И заметная разница в строении видна между формой, образуемой скрипичным соло и тем же соло, исполняемым на флейте.

 

Слушатели музыки привносят своё влияние в её воздействие. 

Окружая эти формы и смешиваясь с ними, при этом, однако, совершенно отличаясь от них, плавают формы мыслей и чувств, созданные людьми, находящимися под влиянием музыки. Их размер и живость зависит от того, насколько слушатели могут оценить музыку и в какой мере они подвергаются её влиянию.

Иногда форма, выстроенная возвышенным замыслом какого-нибудь мастера гармонии, одиноко блистает в своей красоте, оставаясь совершенно незамеченной и невостребованной слушателями, которые не смогли настроиться на него. А цепь простых форм, созданных силой какого-то известного гимна, в некоторых случаях может оказаться почти скрытой за огромными голубыми облаками благоговейных чувств, вызванных им в сердцах поющих.

Ещё один фактор, определяющий вид сооружения, построенного музыкальной пьесой – это качество исполнения. Недостатки и дефекты исполнения проявляются как очевидные дефекты в симметрии или ясности формы.

 

Естественно, есть виды музыки, создающие самые ужасные и дисгармоничные формы. Их влияние угнетающе и разрушительно.

 

Наряду с формами, создаваемыми исполнителями музыки, есть великолепные формы, созданные самими композиторами и являющиеся выражением их музыки в высших мирах. Они являются великими творениями, и часто сохраняются на многие годы, а иногда и на столетия, если композитор был настолько понят и оценён, что его первоначальный замысел был укреплён впечатлениями его поклонников.

 

 

 

Использованы материалы книги Чарлза У. Ледбитера «Скрытая сторона вещей».