

Вознесённый Владыка
Падма Самбхава
великий Гуру тибетского буддизма

Падма Самбхаву почитают в Гималаях как «Драгоценного Гуру». Он является основателем тибетского буддизма, и его последователи называют его «вторым Буддой».
Имя «Падма Самбхава» означает «Рождённый из Лотоса».
Большая часть его жизни и деятельности малоизвестна, однако считают, что он был выдающимся учёным знаменитого монастырского университета Индии – Наланды – в восьмом веке нашей эры. Он прославился благодаря своим мистическим силам и овладению оккультными науками, в частности, познанием и применением дхарани («мистических предложений»). Он также обладал широким спектром мирских знаний – от языков и изящных искусств до наук и архитектуры.

Примерно в 750-м году нашей эры тибетский царь Трисонг Дэуцен пригласил Падма Самбхаву в Тибет.
В это время, после появления в VII веке в Тибете китайского варианта буддизма и его последующего упадка, в Тибете началось возрождение буддизма.
Трисонг Дэуцен начал строительство недалеко от Лхасы первого в Тибете буддийского монастыря Самье, но из-за противодействия жрецов религии бон и знати оно не продвигалось. Тогда он пригласил на помощь известного буддийского мастера Падма Самбхаву. Тот принял приглашение, прибыл в Тибет и уничтожил все негативные влияния, препятствующие строительству монастыря.
Затем Падма Самбхава руководил строительством этого достославного монастыря со сложной системой храмов, выполненной в форме мандалы.
Под руководством Падма Самбхавы монастырь был возведён.

Монастырь Самье строился по модели храма Одантапур (Индия) и символически представляет собой строение вселенной.
Все постройки в монастыре составляют мандалу, где центральный храм Уце представляет гору Меру, а храмы вокруг него в двух концентрических кругах – это океаны, континенты и субконтененты, которые окружают гору в Буддийской Космологии, а также луна и солнце.
Монастырский комплекс изначально состоял из 108 построек (благоприятное число для тибетцев). На востоке находится Храм Манджушри, на юге Храм Хайягривы, на западе Храм Майтрейи и на севере расположен Храм Боддхисаттв. Налево и направо от этих четырёх континентов находятся святилища, символизирующие восемь субконтинентов. Они расположены соответственно сторонам света.
С четырёх сторон главный храм окружают 4 больших ступы, символизируя стороны света: красная, черная, зеленая, белая. Храм Солнца расположился к югу от Уце, храм Луны к северу.
За более чем 1200 лет существования этот храмовый комплекс неоднократно разрушался и восстанавливался.
В Самье Падма Самбхава основал первую общину тибетских буддистских монахов.
Постепенно монастырь Самье стал центром, из которого буддизм распространился во все уголки Тибета.
(продолжение следует)
Использованы материалы книги Марка Л. Профет и Элизабет Клэр Профет «Владыки и их обители».
