Гаутама Будда, Господь Мира

 

Подвиг души

во имя освобождения человечества

Первый Будда человечества

 

«Гаутама Будда стал первым из нашего человечества, кто смог достичь этой изумительной высоты, тогда как предыдущие Будды были плодом других эволюций. С его стороны потребовалось совершенно особое усилие для того, чтобы приготовить себя (в течение многих воплощений) для этого возвышенного поста, усилие столь невероятное, что буддисты говорят об этом как о Великой Жертве».

 

Чарльз У. Ледбитер

 

 

«Я один из длинного ряда Будд.

 

Многие были рождены прежде

и многие родятся в будущем.

 

Когда невежество и насилие

правят на Земле,

тогда и рождаются Будды для того,

чтобы утвердить на Земле

учение Справедливости».

 

Ангуттара-Никайя сутра

Гаутама родился примерно в 563 году до н. э. в Северной Индии в семье правителей царства Шакья – царя Шудходаны и царицы Маха Майи.

На пятый день после его рождения во дворец были приглашены 108 браминов для проведения церемонии  выбора имени. Царь призвал восьмерых наиболее учёных из них предсказать судьбу ребёнка. Семеро сошлись во мнении, что если он останется во дворце, то станет великим царём и объединит Индию; но если он покинет дворец, то станет Буддой и спасёт мир, сняв завесу невежества с его глаз. Конданна, восьмой и самый младший из группы, заявил, что мальчик определённо станет Буддой, когда, увидев четыре знака – старика, больного, мертвеца и святого, отречётся от мира.

  Ребёнка назвали Сиддхартха, что означает «Тот, кто достигает целей».

На седьмой день после рождения младенца его мать умерла, и Сиддхартху воспитывала её младшая сестра Маха Праджапати, позднее ставшая одной из его первых женщин-учениц.

 

В развитии Сиддхартха опережал всех своих сверстников. 

Его обучение письму, чтению, математике, музыке, изобразительным искусствам началось в 8 лет. Вскоре он уже знал наизусть все стихи Вед и проявлял необычайные способности во всех дисциплинах, а также серьёзность, мудрость, чистоту мыслей и суждений, не свойственные ребёнку, и склонность к размышлениям.

Он любил животных и растения. Ненасилие, доброта и мудрость, любовь и сострадание ко всему живому были его природой, поэтому боевые искусства и оружие его не привлекали. Но лишь для того, чтобы защищать справедливость и другие добродетели, он очень быстро в совершенстве овладел всеми видами оружия и боевых искусств.

Таким образом, к шестнадцати годам Сиддхартха получил прекрасное по тем временам образование. На традиционных состязаниях принцев по завершении обучения он стал абсолютным победителем.

 

Желая, чтобы сын стал великим царём, царь Шудходана с самого  рождения Сиддхартхи делал всё, чтобы уберечь его от сцен боли и страдания. Но для тонко чувствующего и проницательного Сиддхартхи даже сама дворцовая жизнь с интригами и завистью к нему и к его предстоящей коронации как царя Шакьев, с запретами, ограничивающими пребывание его в пределах окрестностей дворца, приносили постоянные страдания.

 

Когда Сиддхартхе исполнилось шестнадцать лет, отец решил женить его на своей племяннице, красавице Яшодхаре, заметив их взаимную симпатию.

Отец Яшодхары Дандапани, поверив в клевету на Сиддхартху, намеревался выдать дочь замуж за другого принца – Девадатту, который во всём завидовал Сиддхартхе и всегда безуспешно соперничал с ним. Он назначил состязание для выбора достойного жениха.

 

Сиддхартха победил в этих состязаниях и женился на своей возлюбленной – двоюродной сестре Яшодхаре. 

Через несколько лет она родила ему сына Рахула.

Они жили в своём дворце, окружённые комфортом и роскошью, но Сиддхартха чувствовал, что материальные блага – не конечная цель жизни.

 

Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. 

Сиддхартха тогда осознал суровую реальность жизни – что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания – единственный путь для постижения причин страданий.

 

 

Это подвигло Сиддхартху оставить свой дом и семью и отправиться на поиски пути избавления от страданий.

Он покинул дворец в сопровождении своего верного слуги Чанны.

В ту ночь он приказал Чанне седлать свою любимую лошадь Кантхаку. Они тайно выехали за город и скакали всю ночь.

 

На рассвете, как бы отсекая себя от прошлого, Сиддхартха захватил свои длинные волосы и срезал их одним взмахом меча.

Затем  переоделся в простую одежду, поменявшись одеждой с первым встречным нищим, и, отдав свои украшения и лошадь Чанне, отослал его во дворец отца.

 

Так Сиддхартха начал жизнь странствующего монаха.

 

Он отправился к самым сведущим мудрецам того времени, чтобы учиться у них истине, и быстро овладевал всем, чему они учили. Он  достиг высшего уровня медитативного сосредоточения, но не нашёл ответы на свои вопросы. Учителей, которые бы могли ответить на его вопросы, не было, и он решил продолжить поиски истины самостоятельно.    

К Сиддхартхе присоединилась группа из пяти аскетов, среди которых был Конданна – брамин, предсказавший, что он станет Буддой.

 В течение почти шести лет Сиддхартха практиковал суровый аскетизм, пытаясь достичь просветления через умерщвление плоти. Находясь уже на грани смерти, он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха решил прекратить голодание и искать свой собственный путь к просветлению, после чего товарищи-аскеты отвергли и покинули его.

Однажды Суджата, дочь крестьянина, накормила его молочной рисовой кашей. Сиддхартха ощутил прилив сил, и жизнь вернулась к нему, словно ночи бдений и дни постов были сном. Оставшись один, он сел в тени дерева Бо и дал обет оставаться здесь до тех пор, пока не достигнет полного просветления. Тогда Мара, дьявол, попытался помешать ему достичь просветления, искушая его примерно таким же образом, каким Сатана испытывал Иисуса во время его поста в пустыне.

 Сиддхартха сидел неподвижно под деревом Бо, в то время как Мара атаковал его: сначала в форме желания, когда перед ним шествовали сладострастные богини и танцующие девушки; затем в обличье смерти, когда на него обрушились ураганы, проливные дожди, горящие камни, кипящая грязь, разъярённые солдаты, звери и армии демонов. Однако Сиддхартха по-прежнему оставался невозмутим.

 

В качестве последнего средства искуситель бросил вызов его праву делать то, что он делал. Тогда Сиддхартха коснулся рукой земли, и земля прогремела в ответ: «Я его свидетельница!» Все сонмы Господа и элементальные существа откликнулись и подтвердили его право искать просветления Будды, после чего Мара бежал.

Преодолев искушения Мары, Сиддхартха провёл остаток ночи под деревом в глубокой медитации, постигая Четыре благородные истины.

Таким образом он достиг просветления, или пробуждения, в ночь майского полнолуния, приблизительно в 528 году до н. э. Его существо преобразилось, и он стал Буддой.

 

В течение полных сорока девяти дней он пребывал в глубоком экстазе, после чего снова обратился к миру. Мара ожидал его с последним искушением: «Как ты выразишь своё переживание словами? Возвращайся в нирвану. Не пытайся передать послание миру, ибо некому постичь его. Останься в блаженстве». Но Будда возразил: «Найдутся некоторые, кто поймёт». И Мара ушёл из его жизни навсегда.

В своей первой проповеди Гаутама явил ключевые результаты своих поисков: Четыре благородные истины, Восьмеричный путь и Срединный путь.

 

В течение сорока пяти лет он странствовал по пыльным дорогам Индии, проповедуя Дхарму (универсальное учение), что привело к основанию буддизма. Он основал Сангху (общину), которая вскоре насчитывала более тысячи двухсот последователей.

Когда люди спрашивали его, кто он, Гаутама отвечал: «Я – пробуждённый». Таким образом, «Будда» означает «Просветлённый», или «Пробудившийся». 

Он совершил переход во время майского полнолуния около 483 года до н. э., дав наставление своим ученикам следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой: «О монахи, очень трудно встретиться с явленным Буддой. Истины Дхармы, возвещённые мною и данные мною, – вот кто после моего ухода да станет вашим Учителем». И добавил: «Будьте светильниками сами для себя».

 

Последними словами Гаутамы Будды Шакьямуни были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному освобождению с особым усердием...» 

 

 

 

   

Использованы материалы книги Марка Л. Профет и Элизабет Клэр Профет «Владыки и их обители»