

Культура воспитания
Правильное воспитание ребёнка, его души является важнейшим ключом к эволюции и процветанию общества. Оно может привести человечество к невиданному эволюционному скачку буквально за два-три поколения.
Какой учитель нужен ребёнку?
Образование ребёнка – это естественный процесс его развития и воспитания, приобретения культурных навыков мышления, познания, деятельности, поведения и общения, владения собой. Оно не является результатом восприятия ребёнком слов взрослого, а представляет собой накопление опыта практических действий и самостоятельных открытий в окружающей его среде.

Поэтому изложение ребёнку в любом возрасте фактов, мыслей и слов, которые он должен запомнить, не решает проблему образования. На плечи учителя ложится деликатная, сложная, очень ответственная, но и очень интересная задача создания благоприятных условий для полноценной жизни и психического развития ребёнка в рамках взаимодействия с ним по своему предмету. Эти условия превращают труд учителя и труд каждого ребёнка в увлекательное радостное творчество.

Безусловно, для выполнения этой задачи необходимо призвание любить детей, всем сердцем желать служить их развитию и, что очень важно, действовать в согласии с природой ребёнка и благодарно использовать её неиссякаемую помощь.
Ярким примером помощи природы ребёнка в его обучении является интерес.
Без активности со стороны ребёнка невозможно его развитие, а следовательно, и образование. Творческая активность – естественное состояние ребёнка, когда он занимается тем, что ему интересно. Интерес инициирует и активизирует процессы развития, обучения и образования ребёнка. Именно он является их движущей силой и необходимым условием.
То есть ребёнок развивается тогда, когда делает то, что ему интересно.

Природе ребёнка присущ неутолимый интерес к познанию окружающего мира. Учителю надо лишь пробудить этот живой интерес ребёнка к своему предмету и помочь овладеть умением учиться, следуя принципам успешного обучения: новые знания легко усваиваются, если все слова, которые используются для их описания, понятны; необходимые исходные знания и умения уже приобретены и усвоены; найдены их конкретные проявления или применение в окружающем мире. Это основа процесса обучения.

И это единственный путь к здоровому обучению, который открывает для ребёнка возможность пережить радость обучения. Обучение перестаёт быть тяжёлой и изнурительной работой, сопровождающейся эмоциональными проблемами и проблемами со здоровьем, но становится источником вдохновения и средством развития.

Если учителю не удаётся пробудить интерес ребёнка к своему предмету, ему приходится подменять его активность своей собственной, а потому подчинять его волю и инициативу себе. Такая ситуация исключает возможность развития ребёнка.
В распоряжении учителя есть ещё один надёжный и безупречно действующий способ развития и воспитания детей – вдохновлять их примером своей собственной жизни. Поэтому ему важно культивировать в себе качества благородства, чести и достоинства; быть спокойным, привлекательным, опрятным; всем своим видом, манерой говорить и общаться демонстрировать эталон истинной культуры человека. И поддерживать чистые возвышенные мысли, доброту, высокие и благородные устремления, которые бы увлекли детей к красоте высшего пути жизни.
Важно помнить, что: ребёнок чувствителен ко всему, что он воспринимает от взрослых,
ребёнок любит и почитает взрослого, из уст которого исходит мудрость, помогающая ему жить;
следует тщательно контролировать свои слова, настроения и действия, потому что буквально всё запечатлевается в сознании ребёнка.
Мудрая помощь учителя нужна детям для обретения ими правильной и истинной самооценки и чувства собственного достоинства. Дети должны узнать, что каждый человек имеет право на ошибку, что говорить желательно не о человеке, а о поведении человека, и что определённый вид поведения более предпочтителен в сравнении с другими. Учителю необходимо учить детей контролировать свой язык. Он должен бережно показывать детям, не нарушая нежность и хрупкость их душ, всё негативное, что возникает в их жизни, во взаимоотношениях друг с другом. И прямо на месте, не обвиняя и не осуждая, учить детей сделать шаг назад и понаблюдать за негативными проявлениями в ситуации; чётко и ясно осознать, что эти проявления не имеют ничего общего с их истинной природой. Возвышение души до состояния активного творчества позволяет посмотреть на случившееся с позиции высших ценностей и каждому извлечь из неё свой урок.

Учителю необходимо привести детей к пониманию того, что именно благодаря их собственным усилиям и стремлениям они чего-то достигли и в чём-то одержали победу. Поэтому ребёнок должен получать соразмерную похвалу за то, что им сделано хорошо, а если работа не доделана, ребёнка без неуместных обвинений следует вдохновлять на достижение отличного качества в работе.
В коллективе детей учителю необходимо стремиться создать и поддерживать атмосферу исключительно позитивного воспитания и отсутствия элементов соревновательности, которая создаёт благоприятный психологический климат для каждого ребёнка и освобождает его психику от комплексов отрицания и соперничества.

Учитель может состояться, когда через милосердие, сострадание и уважение к детям он сможет взять на себя ответственность служить развитию души ребёнка, служить его Духу, чтобы он сам творил себя.
Использованы материалы книги Марии Илларионовой «Воспитание души о зачатия до 33 лет».

