Культура воспитания 

 

   Правильное воспитание ребёнка, его души является важнейшим ключом к эволюции и процветанию общества. Оно может привести человечество к невиданному эволюционному скачку буквально за два-три поколения.

 

Потребности развития ребёнка

 

 

Период детства обладает огромным потенциалом развития, присущим жизни в целом. 


В его раскрытии – ключ к преображению человечества, к решению социальных и экономических проблем, к нравственному возрождению современного общества. В настоящее время это бесценное богатство остаётся практически невостребованным и теряется из поколения в поколение.

 

 

Детство – совершенно особый, неповторимый, наиболее важный и в то же время самый беззащитный и ранимый период жизни человека. Это уникальная пора его роста и развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений; формирования разных типов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-речевого, а также многочисленных функций, регулирующих поведение, определяющих успешность обучения, творческие способности и личностное развитие.

Непонимание исключительной особенности и чрезвычайной значимости периода детства зачастую проявляется в неправильном отношении к детям, как маленьким взрослым, и предъявлении им соответствующих требований.

 

Эта глубоко ошибочная позиция лишает ребёнка особых преимуществ пребывания в сознании, соответствующем возрасту. Она искажает сложный процесс поступательного всестороннего развития ребёнка и практически исключает возможность полной реализации созидательных процессов, которые должны подготовить условия для того, чтобы он смог исполнить свою миссию в предстоящей жизни.

Ребёнок не является маленьким взрослым, его логика не укладывается в рамки логики взрослых. Характер деятельности ребёнка отличается от работы взрослого. Ребёнок действует зачастую бессознательно, его деятельность является проявлением природной потребности развития. Цель её – развитие разнообразных функций и построение личности.

Поэтому для ребёнка является важным не результат работы, а сам процесс действия. Он повторяет его снова и снова, вкладывая максимальную энергию в, казалось бы, бессмысленную деятельность, пока не удовлетворит потребность в нём. Он не устаёт от своей «работы», но она увеличивает его энергию. Он не нуждается в поощрении или наказании за неё, поскольку получает внутреннее удовлетворение.


 Обладая внутренним устремлением к развитию, ребёнок творчески созидает свою личность в процессе активного взаимодействия с окружающей предметной и социальной средой. 

 

Каждый ребёнок обладает совершенно особой, отличной от взрослых, психикой и даром без труда, спонтанно «впитывать» элементы окружающей его культуры. Проявление этого феномена всем знакомо на примере овладения ребёнком пониманием речи и собственной речью.

До шести-семи лет он «впитывает», как губка, информацию обо всём, что его окружает: что он видит, слышит, чувствует; образцы поведения попадающих в поле зрения людей и клише их чувственных реакций – всю информацию, поступающую из внешней среды, без деления на нужное и ненужное, хорошее и плохое.

Предметы и явления окружающей среды становятся частью его психики и обуславливают её изменения.

В этот период формируется до 80% интеллекта ребёнка и все возможности его психики, закладываются основы его личности – возводится «фундамент» его жизни.

 

А всё, что упущено, уже не может быть в полной мере восполнено.

Чтобы этого не случилось, в годы наиболее актуальной потребности ребёнка радостного творческого освоения мира и сотворения себя ему необходимы самая деликатная, грамотная помощь и условия для её удовлетворения.

Ему необходимо, чтобы его среда обитания не содержала вредностей, угрожающих жизни на генном, физическом и более тонких уровнях, а воспитание и обучение отказались от авторитарного насилия и подавления, но бережно помогали расцвету нового неповторимого человека, заполняющего себя лучшими образцами культуры и знания человечества.

Любые препятствия, мешающее продуктивной творческой работе ребёнка, снижают шансы его возможных достижений.

 

От рождения до трёх лет ребёнок нуждается в заботе близких людей и контакте с ними. В это время он активно «впитывает» образцы их чувственных реакций на ситуации и обстоятельства. Говоря образно, первые три года он – сверхчувствительный резонатор эмоций родителей, в основном матери. В этом возрасте мама и ребёнок составляют единое психоэмоциональное целое. Поэтому для его развития наиболее благоприятно пребывание в кругу семьи.

В этот период в ребёнке формируются разрозненные психические функции.

Затем в возрасте с трёх до шести лет они начинают взаимодействовать.

«Если внешние обстоятельства препятствуют этой интеграции, внутренняя энергия продолжает подталкивать развитие функций, но общая дезорганизация уводит их от намеченной цели: руки не знают чем заняться, мысли уходят далеко от реальности, болтовня теряет смысл, движения тела разболтаны. … Эти отклонения вызваны не внутренними пороками личности. Они являются следствием несостоявшейся внутренней организации.

Чтобы избавиться от них, действия должны быть направлены к определённой цели», – пишет Мария Монтессори. Поэтому с трёх лет для здорового развития и проявления истинной природы ребёнок нуждается в обучающем воспитании.

На это время выпадают периоды максимальной интенсивности речевого, сенсорного, социального, двигательного развития. Поэтому очень важно обеспечить ребёнка такой специально организованной развивающей средой, в которой он может максимально удовлетворить все свои потребности и быть защищённым от вредных воздействий мира взрослых.

 

Его должны окружать лучшие образцы культуры, поведения и доступные детскому пониманию знания человечества.

 Концепцию специально подготовленной среды, необходимой для полного удовлетворения потребностей развития ребёнка, а также материалы, из которых она состоит, разработала и внедрила Мария Монтессори.

Система Марии Монтессори создаёт условия для естественного развития ребёнка. Она не имеет отношения к технологиям так называемого раннего развития, так как развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который у каждого ребёнка свой и который опасно форсировать.

Монтессори-среда является чётко структурированной системой.

Она состоит из рабочих материалов, которые выставлены в порядке усложнения и распределены по функциям. Каждый предмет имеет своё место, своё назначение, свою цель. Благодаря этому упорядочивается и мир самого малыша.

 

Все материалы доступны для маленьких исследователей и находятся на открытых низких полках. Их можно брать и работать столько, сколько хочется.


Огромное разнообразие материалов позволяет ребёнку всегда найти для себя занятие, которое удовлетворит его интерес (то есть его активную потребность) в данный момент.  


 

 

Использованы материалы книг Чарлза У. Ледбитера «Скрытая сторона вещей» и Марии Илларионовой «Воспитание души от зачатия до 33 лет»