Фома Кемпийский

 

Наставления,

полезные для духовной жизни

 

Глава I

 О подражании Христу

1. «… кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Иоан. 8: 12), глаголет Господь. Сими словами зовёт нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак, да будет нам главное попечение – поучаться в жизни Христа Иисуса.

 

2. Его учение превосходнее всякого учения святых, и кто имел бы Духа в себе, тот нашёл бы в том учении манну сокровенную. Но со многими бывает, что они и часто слышат Евангелие, однако же, мало чувствуют желания, потому что Духа Христова не имеют. А кто хочет в полноте и сладости уразуметь слова Христовы, тот пусть постарается всю свою жизнь сообразить со Христом.

 

3. Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всём том, когда нет любви и благочестия? «…суета сует – всё суета» (Еккл. 1: 2), разве любить Бога и служить Ему Единому? Презирая мир, взирать на небесное царствие – вот в чём состоит верховная мудрость.

 

4. Суета – искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета – гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета – прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после надо понести тяжкое наказание. Суета – желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета – о настоящей только жизни заботиться, а в грядущий век не прозирать нисколько. Суета – возлюбить, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость.

 

5. Попекись же отвлечь своё сердце от любви к видимому, ибо кто слушает своих чувственных желаний, тот оскверняет совесть и теряет благодать Божию.