

Хамбо-лама Итигэлов – выдающийся буддийский подвижник, йогин, знаменитый доктор тибетской медицины, философ – был человеком, хорошо известным в России.
Считается, что Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо Республики Бурятия. Он рос сиротой. Никто не знает, кем была его мать, хотя у бурятов очень бережное отношение к родословной.
Будучи мальчиком, он пас овец у состоятельных хозяев. С детства отличался целеустремлённым, независимым характером и игривостью. Например, пригонял скот на кладбище, где изучал надгробия и ритуальные предметы. В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом. О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребёнку особую судьбу и великое предназначение.

В 15 лет он тайком добрался до Анинского дацана (буддийского монастыря и университета) – крупного духовного, философского и культурного центра, находящегося в трёхстах километрах от его родины, где в течение 23 лет постигал учение Будды: изучал санскрит, тибетский язык, логику, буддийские тексты.
После обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи – ученые степени лам-философов и достиг высокого совершенства в науках, прославился как учёный монах.
Затем служил и преподавал в разных дацанах, а в 1895 году начал обучение на медицинском факультете в Тамчинском дацане, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. Успешно завершив его, он получил учёную степень по медицине и создал фармакологическую энциклопедию.
В 1898 году Даши-Доржо вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы, преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности настоятеля.
А в 1903 году он возглавил его и продолжил прилагать большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.
Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.

19 марта 1911 года, пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо-ламы в Тамчинском дацане Даши-Доржо Итигэлов был избран из числа десяти претендентов и приведён к присяге в сане ХII Пандито Хамбо-ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.
В период с 1913 по 1917 годы он участвовал практически во всех царских общественных мероприятиях.
В феврале 1913 года был приглашён в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых.
(Буряты с большим уважением относились к русскому подданству, почитали самодержца как «белого царя», а императриц Елизавету Петровну и Екатерину Великую считали воплощениями Белой Тары.)
Он открыл в Санкт-Петербурге первый буддистский храм, а на торжественном обеде от имени всех бурят произнёс поздравительную речь.
Затем делегация была удостоена личной аудиенции императора, на которой Пандито Хамбо-ламе был вручён «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая мировая война. По инициативе Пандито Хамбо-ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.
На собранные деньги были приобретены одежда, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены целители-ламы.
За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай II пожаловал Пандито Хамбо-ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.
В 1915 году он был награждён высшей государственной наградой Монголии – Орденом Драгоценного жезла.
К тому времени Забайкалье превратилось в один из крупнейших буддийских центров в мире с десятками храмов, типографий, богатейшими библиотеками, в которых хранились как новейшие, так и древние раритетные книги, с центрами тибетской медицины.

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, он сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где продолжил заниматься просветительской деятельностью и лечебной практикой.
Он предвидел трагическую судьбу российского буддизма в ХХ веке и его дальнейшее возрождение, поэтому последние десять лет жизни готовился к этому будущему. О чём и говорил в своём завещании ученикам.
С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму, фундаментальный труд по тибетской фармакологии, оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.
В 1926 году, предвидя репрессии большевиков, он советовал буддистским монахам покинуть Россию, потому что «наступает время красных». Сам же уезжать не планировал.
Вскоре после его ухода в 1927 году началось массовое разграбление и разрушение дацанов и мест поклонения, прокатилась волна арестов буддистов. Священнослужители и верующие прятали священные реликвии, но большая часть их была безжалостно уничтожена большевиками. В Анинском дацане был взорван центральный храм; в дальнейшем в его развалинах устроили скотобойню.
(продолжение следует)
Использованы материалы книг «Дождь из цветов. Бурятские буддийские притчи» и Жуковской Н. Л. «Феномен Итигэлова».
