

Святая Русь
Сергий Радонежский –
святой, изменивший русскую историю
Е. И. Рерих
«Знамя преподобного Сергия Радонежского»
Сергий Радонежский – воплощение возлюбленного Эль Мории.
Каждый эпизод жизни преподобного Сергия – драгоценное наставление для духовного искателя, для тех, кто хочет быть духовным лидером.
(продолжение, начало см. в № 1, 2, 3, 5 и 11/2017)

Однажды некоторые из братьев, одолеваемые голодом, возроптали:
— Слушаясь тебя, нам приходится умирать с голоду, ибо ты запрещаешь нам ходить в миру просить хлеба. Завтра же пойдём отсюда каждый в свою сторону и более не вернёмся, ибо не в силах более терпеть здешнюю скудность.
Преподобный же, желая подкрепить малодушных, собрал всю братию и с обычною мягкостью, но и с твёрдостью увещевал не поддаваться искушению, говоря:
– Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворится плач, а заутро радость.
И не успел он окончить, как послышался стук во врата Обители, и вратарь прибежал сообщить, что приехали возы хлебов.
Случай с хлебами, прибывшими в последнюю минуту, остался в памяти у братии как проявление Высшей Благодати, всегда бодрствовавшей над избранником своим и поддерживавшей его в тяжкие минуты.
Был ещё один чудесный случай, связанный с жизнью Обители. Началу его положило недовольство и ропот братии за недостаток воды. Находившийся поблизости небольшой ручеёк со временем иссяк, река же отстояла слишком далеко от Обители; и вот среди братии поднялся ропот на игумена, что далеко им ходить за водою. На это Преподобный отвечал:
– Я хотел безмолвствовать один на месте сём. Богу же угодно было воздвигнуть здесь Обитель. Но дерзайте, молитесь!
Потом, взяв с собою одного ученика, вышел из Обители и, найдя недалеко в овраге несколько скопившейся воды, воздел руки и обратился к Господу, чтобы даровал им Господь, как некогда по молитве Моисея, воду и на сём месте. Произнеся молитву, Преподобный начертал крест на земле и тотчас из земли пробился обильный источник чистой холодной воды, который братия хотели было назвать Сергиевым, но он запретил им. Впоследствии многие, пившие с верою из этого источника, получали исцеление.
Спустя десять лет от основания Обители около неё постепенно стали селиться крестьяне и скоро окружили монастырь своими посёлками. Простота, великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем не сломимая вера в заступничество Сил Высших и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого. Не было отказа в его любвеобильном сердце, всё было открыто каждому. Язык отказа и отрицания не существовал в его обиходе, «дерзайте» — было его излюбленным речением. Для самого скудного и убогого находилось у него слово ободрения и поощрения. Лишь лицемеры и предатели не находили к нему доступа.
Каждому приходящему он предлагал поблагодарить Господа за встречу и говорил: «Поблагодарим Господа, вот и встретились. Так, поблагодарим великих Отцов наших и поклонимся им; и теперь порадуемся или восплачем вместе. Говорят, что радость вдвоём родит много зёрен и слёзы вдвоём, как роса Господня». Так Сергий приветствовал начало каждого сотрудничества.
Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.
Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение; он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия. Он никогда не жалел себя, и такое качество не было умственным, но сделалось природою, и потому облик его так убеждал. Присущее ему огненное проникновение помогло ему безошибочно разбираться в способностях и душевном складе учеников и поручать каждому задачу по силам его, а также проникать в намерения приближавшихся к нему.
Преподобный входил во все нужды, во все будни как своих учеников, так и всех трудящихся. Каждодневность не притупляла его чувствований, и сердце его не нарушало свою отзывчивость на всякие обиходные вопросы.

Его Учение не отрывало от жизни и полагало труд каждого дня как возношение сердца. Учение это выше всего ставило долг человека с точки зрения Общего Блага.
Сергий старался всячески очищать и утончать чувства учеников и приходящих к нему за наставлениями. Всегда и во всём им руководила целесообразность, которая претворялась в нём в великую вместимость самых разных дел. Так, сам он очень заботился о монастырских огородах и там же обсуждал содержание новых икон. Также заботился о переписывании книг, но знал, что квас не должен слишком бродить. Такие совмещения не изменяли горения его сердца.
Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного Учения и дать проблеск в Мир Высший и признательности ему. Он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа.
И зёрна его благостного учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным.
(продолжение следует)
