

Несколько лет назад в Иволгинском дацане была обнаружена ранее не известная рукопись Итигэлова. На пяти листах на тибетском языке он описал 12 своих реинкарнаций на протяжении нескольких тысячелетий: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии.
В своём предыдущем воплощении он был первым Хамбо-ламой Заяевым – основателем буддизма в России. Заяев родился в 1702 году. Прожил 75 лет и, уходя, пообещал ученикам вернуться. В 1852 году, через 75 лет после смерти Заяева, родился Даши-Доржо Итигэлов. Когда он вступил в должность Хамбо ламы, прихожане Цонгольского дацана, затапливаемого во время наводнений, обратились к нему с просьбой определить новое место для постройки храма. Он указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра Заяева. И там действительно обнаружили его личные вещи и впоследствии построили новый дацан.
Даши-Доржо Итигэлов был буддистом, выдающимся врачом, религиозным и общественным деятелем, йогином и философом.
В начале XX века он прославился среди российских буддистов как человек, обладающий невероятными способностями: он умел лечить людей от смертельных болезней, читать мысли и предсказывать будущее; мог очень быстро перемещаться в пространстве, одновременно находиться в разных местах, пересекать озеро на лошади, проезжая прямо по его дну, – вода расступалась перед ним…
Сохранилось официальное полицейское донесение. Из него следует, что в мае 1917 года (революционные безобразия уже происходили) вернувшиеся фронтовики в Тамчинском дацане устроили потасовку и пьянку. Итигэлов, узнав об этом, помчался в дацан – на коне проскакал по поверхности Белого озера (сейчас называется Сульфатное) как по мощёной дороге. Затем прыгнул с крутого берега Гусиного озера, рассёк водную гладь и по сухому дну ринулся напрямик к дацану. Когда выскочил на берег, воды сомкнулись за ним. Поднявшиеся волны смыли часть собравшихся в дацане дебоширов и очистили осквернённую территорию. Оставшиеся, увидев Хамбо-ламу, в страхе разбежались.
На основе сочинения Богдо Цзонкапы «Дэмбэрэл Додба» Даши-Доржо Итигэлов сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и написал комментарии к нему «Трактат о Пустотности». Он достиг прямого постижения Пустоты – великой реальности всех явлений.
В XXI веке буддийские учёные признали, что Хамбо-лама Итигэлов реализовал практическое достижение пустотности.
Практикуя буддийскую йогу и достигая её высшей стадии – особого состояния самадхи (существует много видов самадхи, каждое из которых имеет свою специфику), йогин в состоянии полностью останавливать жизнедеятельность своего физического тела. Такое тело кажется умершим, но является нетленным, так как тонкое тело продолжает функционировать.
Сейчас тело Даши-Доржо Итигэлова остаётся в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек.
Для него в Иволгинском дацане построен специальный Дворец.

Через определённое время ему меняют одежду, протирают лицо маслом. К этому времени его суставы становятся более подвижными. При переодевании от тела Ламы исходит благоухание.
Каждое утро монахи-хранители проводят совместно с ним двухчасовой молебен.
Пять раз в год он участвует в великих буддистских праздниках.

На такие службы съезжаются паломники со всего мира. По их рассказам на этих службах Итигэлов как будто оживает: у него шевелятся губы, как во время молитвы, а иногда даже приоткрываются глаза. Температура поднимается до 34 градусов.
Явление Хамбо-ламой Даши-Доржо Этигэловым нетленности тела является вдохновляющим примером для современных практиков буддийской йоги.
Использованы материалы книг «Дождь из цветов. Бурятские буддийские притчи» и Жуковской Н. Л. «Феномен Итигэлова».
