

Слухи о подвижническом житии Сергия скоро разнеслись по окрестности, и его стали навещать люди, прося назидания и совета в своих делах. Никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления.
Наконец, пришли к нему и желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число его учеников. Искренним искателям он не отказывал и говорил:
«Приемлю вас, но да будет известно каждому из вас, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мною безмолвствовать, то готовьтесь претерпеть беды, и печали, и нужды, и недостаток; ибо многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное... Но не бойся же, малое стадо, я верю, веруйте и вы, что Господь не даст вам быть искушёнными сверх ваших сил. Ныне печалью исполнены будем, а завтра печаль наша радостью пребудет, и никто не сможет взять радости нашей. Дерзайте, дерзайте, люди Божии!»
Когда собралось двенадцать учеников и было построено двенадцать отдельных келий, то вокруг всего застроенного пространства поставили высокий деревянный забор с вратами для безопасности от диких зверей, и тихо потекла жизнь отшельников в новоустроенной обители.

На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, образцом для вновь прибывших был сам Сергий: носил воду с двумя водоносами, молол ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь.
Летом и зимой он ходил в одной и той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной, и, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу против двух человек» и ростом был высок.
Был и на службах первым. В промежутках между службами была введена им молитва в келиях, работа в огородах, шитьё одежды, переписывание книг и даже иконописание.
Приходя в церковь и расходясь по келиям после вечерни, все земно кланялись друг другу и обменивались целованием, заповеданным апостолами. После ухода братии в келии в обители воцарялась тишина, нарушаемая разве воем диких зверей, нередко приближавшихся ночью к самой ограде обители, или же тихим пением псалмов бодрствующего брата.
В келиях своих иноки большую часть времени проводили в чтении священного Писания и в молитве, следуя примеру самого Преподобного.
Таковы были основные порядки в новоучреждённой обители, исключавшие всякое нарушение законов нравственной чистоты жизни человека. Кротость, духовная ясность, величайшая простота были основными чертами её духовного уклада. Без суровой аскезы или истязания плоти был лишь непрестанный, радостный труд, как духовный, так и физический.
(продолжение следует)
Использованы материалы книги Е. И. Рерих «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
