Святая Русь

 

Сергий Радонежский –

святой, изменивший русскую историю 

Е. И. Рерих

«Знамя преподобного Сергия Радонежского» 

       

 

        Сергий Радонежский – воплощение возлюбленного Эль Мории.

Каждый эпизод жизни преподобного Сергия – драгоценное наставление для духовного искателя, для тех, кто хочет быть духовным лидером.

(продолжение, начало см. в № 12351112/2017, 1/2018)

 

В Обители Сергия в полной мере соблюдалось иерархическое начало, но никогда не было насилия над индивидуальностью учеников.

Сергий строго наблюдал за исполнением правил общежития как со стороны старших, так и со стороны младших монахов. От старших требовал быть милостивыми и негневливыми, младшей же братии заповедовал исполнять в точности предписанные правила и требования старших.

По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, каждый оставался сам собою и, становясь на своё место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаичной иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукою мастера в гармоническое, выразительное изображение.

Слово Преподобного никогда никого не задевало, он говорил и действовал спокойно и более всего старался убедить, но иногда налагал епитимью. Он обладал даром внушать уважение к себе и поддерживать в окружающих достойный и высокий дух просто лишь обаянием своего облика.

Не произносил он и длинных проповедей, речь его отличалась краткостью и убедительностью. Часто говорил он притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые легко запоминались слушателями. Он мог быть снисходительным, но никогда не допускал попустительства. При всей своей мягкости он бывал суров на исповеди. Но, прежде всего, Преподобный учил людей своим личным примером, применением Учения в жизни каждого дня. А присущая ему великая справедливость покоряла все сердца.

 

Труд в его Учении играл первостепенную роль, непрестанный труд ставился им как условие и средство духовного достижения. Он понимал, что труд во имя Иерархии, во имя ближнего преображается в своём качестве. Поэтому труд и сотрудничество как в большом, так и в малом были возведены им в священное понятие, неотделимое от духовного самосовершенствования.

Возможность такого сотрудничества открыло изменение организации жизни в Обители.

 

Вначале в Троицкой Обители каждый монах имел свою келью, сам одевал себя и готовил себе пищу, имел даже некоторую собственность, подчиняясь лишь общему для всех игуменскому надзору в делах духовных.

Но с ростом монастыря такое положение становилось затруднительным: разность в положении монахов порождала зависть и неурядицы. Поэтому Преподобный ввёл новый более строгий порядок: все равны и ни у кого нет ничего своего, вся жизнь общинная.

Частная собственность была строго запрещена, что вызвало главное недовольство среди братии. Все способные должны были трудиться, а Сергий продолжал подавать пример, исполняя, несмотря на свой высокий сан, самую тяжкую работу, при этом всячески поощряя в братии духовно-просветительные искусства – иконопись и списывание книг и расцвечивание их узорами и заставками в красках и золотом.

Конечно, такое нововведение расширяло и усложняло деятельность Преподобного. Теперь он являлся ответственным за весь быт монастыря. Так начался новый этап в духовной жизни Обители.

 

В лице Сергия-игумена мы видим образ истинного Вождя, входящего как во внутреннюю, так и во внешнюю жизнь доверившихся ему.

Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное Учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской.

Благодаря открытию им и его учениками новых обителей  – школ суровой подвижнической жизни – поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторимую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.

 

(продолжение следует)