

Святая Русь
Сергий Радонежский –
святой, изменивший русскую историю
(продолжение, начало см. в № 1/2017)

Великий святой Земли Русской родился в 1314 году в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии и был наречён при крещении Варфоломеем.
Несмотря на то, что родители его были «бояре знатные» и Кирилл, отец его, был любимым боярином князей ростовских и часто сопровождал их в путешествиях в Орду, жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные.
Семи лет Варфоломей вместе с братьями, старшим Стефаном и младшим Петром, был отдан учиться грамоте в церковную школу, но грамота плохо давалась ему. Учитель наказывал его, родители огорчались и усовещали, сам же он со слезами молился, но дело вперёд не двигалось.

Однажды отец послал Варфоломея разыскать коней в поле. Мальчик во время поисков своих вышел на поляну и увидел под дубом старца, погружённого в молитвенное созерцание. Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Помолившись старец сказал: «Не скорби более, чадо моё, о грамоте, ибо отныне даст тебе Господь разум в учении».
С этого времени Варфоломей всей душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг. Оставив сверстников с их развлечениями, он весь ушёл в свой нарождавшийся духовный мир. Он соблюдал не только умеренность во всём, но даже подвергал себя всякого рода лишениям, чем причинял немало забот и опасений своим родителям.
Около 1330 года отец его потерял почти всё своё состояние в силу многих причин, но главным образом от очередного страшного набега татарской рати, истребившей почти весь Ростов огнём и мечом. Кирилл решил покинуть родной город и со всей семьёй перешёл в Радонеж (в 12 верстах от нынешней Лавры). Здесь он получил поместье, сам служить уже не мог по старости, его замещал сын Стефан, женившийся ещё в Ростове; женился и младший сын Кирилла – Пётр, один Варфоломей продолжал прежнюю жизнь, жизнь инока в миру. И несмотря на своё всё возрастающее стремление к отшельничеству, он, послушный воле родителей, остался с ними «покоить их старость».
Он твёрдо и неуклонно при всех обстоятельствах оставался верным себе, но был чужд всякому насилию; эта черта сказывалась в нём особенно ярко в ранней юности, и она же помогла ему принять послушание родительской воле.
Очень скоро родители умерли, как раз ко времени, когда Варфоломей вышел из юношества и окрепший организм его мог уже выдержать суровости пустынного (отшельнического) жития.
Оставив имущество своему брату Петру, Варфоломей отправился к брату Стефану, который к этому времени овдовел и принял монашество, и убедил его вместе отправиться на «взыскание места пустынного».
Братья выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название Маковец, находившееся в 30 верстах от Радонежа, недалеко от речки Кончуры.

Место это поражало своей красотой. Тут братья поселились и поставили два сруба: один для церкви, другой для жилья.
Митрополит Феогност, к которому они отправились пешком в Москву, благословил их и послал священника освятить церковь. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы.
Но Стефан недолго выдержал тяготу пустынного жития и ушёл в Московский Богоявленский монастырь.
Варфоломей остался один.
Вначале изредка заходил для совершения богослужения старец Митрофан, который затем и постриг его в иноческий чин под именем Сергия.
Затем начались дни, месяцы и годы полного одиночества, погружения в жуткое безмолвие пустыни.
Приступая к духовному подвижничеству, никто не может пребывать в непрестанном восхищении духа, ибо не выдержала бы плоть его, особенно же в первые годы, потому за высоким подъёмом неминуемо следует уныние и даже острая тоска. Но на падения эти нужно смотреть как на самозащиту и подготовку к следующему, ещё большему восхищению.
Лишь при неуклонном стремлении, при строжайшей дисциплине духа, с годами устанавливается внутреннее равновесие, и каждый подвижник находит свою меру постоянного горения, иначе говоря, устанавливается непрестанный ток общения с Силами Высшими.
К этой борьбе с тёмными искушениями в полной мере приобщился и Сергий.
Даже таким избранным приходится обуздывать свою природу в борьбе с тёмными силами, которые тем сильнее нападают, чем ярче горит в подвижнике сила, противоположная им.
Несомненно, это было труднейшее время, требовавшее громадного напряжения духовных и телесных сил.
Он не имел Учителя в своей духовной жизни. Он сам находил свой Путь и мужественно и бестрепетно отражал все нападения, все страшные видения единою мощью молитвы сердца.
Преподобный сам рассказывал впоследствии своим ученикам о мучивших его видениях. Как однажды он в «церквице» своей стоял на всенощном бдении, и вот раздался треск, и стена церковная расступилась, и через расселину вошёл сам Сатана, а с ним «полчища бесовские» в остроконечных шапках и с угрозами как бы устремились на него. Они гнали, наступали на него и грозили ему, но он молился и продолжал начатое им бдение, повторяя: «Да воскреснет Бог и да расточатся враги Его». И бесы так же внезапно исчезли, как и появились.
В другой раз Сергий был в своей келье, и вот раздался сильный шум от несущихся сил бесовских, и наполнилась келья его змеями, а полчища бесовские окружили хижину его, и слышен был крик:
– Отыди, отыди скорее от места сего! Что хочешь обрести здесь... или не боишься умереть здесь от голода? Вот и звери плотоядные рыщут вокруг тебя, алчущие растерзать тебя, беги немедленно!
Но Сергий и на этот раз остался твёрд и мужественно отражал их молитвою. Внезапно проявившийся необычайный Свет рассеял полчища тёмных.
В эту пору жутких испытаний и закалки духа были у Сергия и светлые явления. Так, однажды Сергий хотел прочесть о Житии Богородицы, но порыв ветра потушил лампаду. Тогда Сергий настолько воспылал духом, что книга просияла Светом Небесным и он мог прочесть и без лампады.

Совладал он и со страхом перед дикими зверями.
Однажды Сергий увидел у порога своей кельи огромного медведя, ослабевшего от голода. Пожалел его и принес из кельи краюшку хлеба. Мохнатый пришелец мирно съел и потом часто стал навещать его. Сергий делился с ним скудным запасом своим, и медведь стал ручным.
Самая высшая из молитв – это непрестанное удивление Творцу – больше всего наполняла душу Преподобного Сергия. Но была у него ещё одна молитва.
«Бог и Родина» – вот то, что двигало жизнью и судьбой Преподобного Сергия... и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца исполнить заповедь Господню о любви к людям.
(продолжение следует)
Использованы материалы книги Е. И. Рерих «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
