

Седьмая симфония Шостаковича
Музыка, подарившая
блокадному Ленинграду надежду
«Моему родному городу Ленинграду,
нашей борьбе с фашизмом,
нашей грядущей победе
посвящаю эту симфонию»
Д. Д. Шостакович

Работу над Седьмой симфонией Дмитрий Дмитриевич Шостакович начал в 30-е годы.
Первая часть была написана в 1940 году. Её простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления.
8 сентября 1941 года немецкие, финские и испанские войска с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии окружили Ленинград.

Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне Ленинграда вместе с другими жителями города – дежурил на крышах домов, строил противотанковые укрепления, работал пожарным-добровольцем. И при этом находил в себе силы заниматься творчеством.
«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», – вспоминал композитор.
В сентябре 1941 года он написал вторую часть симфонии и начал работу над третьей.
1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где закончил финальную часть и начал готовить произведение к постановке уже в декабре 1941 года.
В феврале 1942 года Алексей Николаевич Толстой написал о репетиции симфонии:
«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности – она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем».
Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Давид Ойстрах назвал музыку Шостаковича «пророческим утверждением победы над фашизмом», «поэтическим обобщением патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света».
29 марта симфония была впервые исполнена в Москве, чуть позже – в Новосибирске.
Дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг предложил исполнить Седьмую симфонию Шостаковича перед жителями осаждённого Ленинграда.
Подготовить это мероприятие было непросто. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре 41-го. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осаждённый город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде.

Исполнению придавалось исключительное значение. В день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
Оркестранты могли в любой момент упасть в обморок от голода, одежда на них висела. Зрители выглядели не лучше. Однако атмосфера царила торжественная: зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной – вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Немцев шокировал тот факт, что блокадники живы и воодушевлены.
Воодушевление действительно в тот и последующие дни передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу.
Поэтесса Ольга Берггольц писала:
«Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слёз. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни. И Седьмая симфония рассказывает об этом, о людях, научившихся по-новому любить и ценить жизнь! И понятно, почему третья часть сливается с четвёртой: в четвёртой части тема войны, взволнованно и вызывающе повторённая, отважно переходит в тему грядущей победы, и музыка свободно бушует опять, и немыслимой силы достигает её торжественное, грозное, почти жестокое ликование, физически сотрясающее своды здания. Мы победим немцев. Товарищи, мы обязательно победим их!»
Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Использованы материалы статей Владимира Желтова «Город выжил, потому что жил», Марии Закорецкой «Симфония о победном торжестве всего высокого и прекрасного», книги «Листки блокадного календаря» (Л.: Лениздат, 1988).
